Жарияланған күні: 09.11.2018 16:22
Өзгертілген күні: 09.11.2018 16:22

Евразийский экономический союз: новеллы нового Таможенного кодекса

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза пришел на смену действующему с середины 2010 года Таможенному кодексу Таможенного союза. В чем основные новшества главного Таможенного документа ЕврАзЭС?

Минимизация «человеческого фактора». Таможенный кодекс ЕАЭС оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно совершить через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Данное новшество позволяет выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров, принимает информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Кстати, решения о проведении таможенного контроля и то, какие формы таможенного контроля будут применяться, также принимает компьютер, а не человек.

Выпуск товаров до завершения таможенного контроля. ЕАЭС максимально переносит таможенный контроль на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром в своих целях до завершения проверки необходимых документов. Расширен перечень товаров, которые можно очищать постфактум (выпуск товаров до декларирования + возможность постоплаты – предоставляется отсрочка на месяц для всех с уплатой процентов по ставке рефинансирования; отсрочка на 6 месяцев с уплатой и без уплаты процентов на товары, ввозимые в рамках госзаказов и для сельхознужд; беспроцентная отсрочка до 45 дней для уполномоченных экономических операторов; отсрочка по определению точной таможенной стоимости на ряд товаров до 15 месяцев без уплаты процентов, пеней; полугодовая отсрочка с уплатой и без уплаты процентов для товаров первоочередного значения (товары, предназначенные для ликвидации стихийных бедствий) и сельскохозяйственных нужд.

Декларирование без лишних документов. Участников ВЭД избавили от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни. ТК ЕАЭС распространяет систему управления рисков на все прогрессивные нормы: отказ от предоставления документов, авторегистрация и автовыпуск, направление на допконтроль и т.д. Теперь необходимо представлять только декларацию в электронном виде, заполненную в информационной системе таможенных органов.

Однократность подачи информации. Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут «достать» из своей системы. На деле это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно.

Возможность внесения изменений в декларацию. До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник ВЭД сможет внести изменения в уже поданную декларацию. Сейчас внести изменения до проверки можно только, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Сокращение сроков выпуска товаров. Время регистрации декларации сократится в два раза – с двух часов до одного. Время выпуска товаров в шесть раз. Сейчас время выпуска может составлять больше суток. ТК ЕАЭС обяжет таможенную службу уложиться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит наличие рисков.

Возможность отсрочек по уплате таможенных платежей. ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам ВЭД возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. В ряде случаев повременить с уплатой, в том числе и без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев – в случае форс-мажора, поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.

Статус УЭО – для всех участников рынка. Статус уполномоченного экономического оператора смогут получить все участники цепи поставок товаров – перевозчики, владельцы складов, таможенные представители и участники ВЭД, в то время как сейчас претендовать на упрощения могут только импортеры и экспортеры. Субъекты хозяйствования, претендующие на статус уполномоченного экономического оператора, смогут выбрать подходящий для своего бизнеса пакет упрощений из трех. Кроме того, сам перечень получаемых УЭО преимуществ вырос по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза более чем в четыре раза – с четырех до семнадцати.

«Единое окно» в системе регулирования ВЭД. И напоследок, в ТК ЕАЭС заложена юридическая возможность для внедрения механизма «единого окна» в систему регулирования внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС. В настоящее время в Союзе уже идет работа над развитием механизма. В странах ЕАЭС реализованы отдельные элементы «единого окна»: электронное таможенное декларирование и е-лицензирование, применяется система управления рисков для определения мер таможенного контроля, действуют межведомственные информационные системы, применяются электронные таможенные платежи, осуществляется таможенный контроль после выпуска посредством аудита информационных систем декларанта. В недалеком будущем участники рынка смогут получать широкий спектр государственных услуг, связанных с осуществлением ВЭД, не выходя из дома через личный кабинет. На основе межведомственного взаимодействия, уже сейчас осуществляемого в странах ЕАЭС, после вступления в силу ТК будет реализован базовый принцип «единого окна» – однократное представление контролирующим органам документов при совершении таможенных операций.

 

Н.Бимурзаев,

заместитель руководителя

Департамента государственных доходов

по Кызылординской области