Дата публикации: 17.06.2019 17:26
Дата изменения: 19.06.2019 17:41

Налоговым риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Выявление и предупреждение риска возложены на органы государственных доходов и представляет собой Систему Управления Рисками (далее-СУР).  СУР основана на оценке рисков и применяемых контрольно-административных мер по устранению налогового риска.  

СУР преследует следующие цели:

- сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов,   

- увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения,

- минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков по деятельности которых определена низкая степень риска.

         Органы государственных доходов в ходе налогового администрирования осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками, сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

         На основании результатов такого анализа органами государственных доходов осуществляется:

- категорирование налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска,

- дифференцированное применение мер налогового администрирования в случаях, установленных Налоговым кодексом.

СУР основана на оценке степени риска. Критериями степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков  и последующее их категорирование по низкой, средней или высокой степеням риска.

В связи с этим, одним из вводных задач СУР текущего года  является работа по отнесению налогоплательщиков к категориям низкой, средней или высокой степени риска. Цель – группировать налогоплательщиков на категории степени риска и соответственно дифференцированное применение мер налогового администрирования по ним.

По данным СУР на сегодняшний день из 54 870 НП зарегистрированных по области отнесено к категориям: низкой - 17 023 или 31,0%, средней - 36 919 или 67,3% и высокой - 928 или 1,7% степени риска.

    В «Кабинете налогоплательщика» в доступном порядке можете ознакомиться с определением оценки степени риска налогоплательщиков по 13 критериям:

  • «Налоговая нагрузка»
  •  «Среднемесячная заработная плата на одного работника»
  •  «Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов»
  •  «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»
  •  «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»
  •  «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»
  • «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»
  •  «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»
  •  «Участие в налоговом мониторинге»
  •  «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»
  • «Выписка счетов-фактур в электронном виде»
  •   «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»
  • «Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость».

         СУР дважды в год будет определять  к какой степени риска отнесен налогоплательщик. Информация по результатам будет направлена налогоплательщику через web-приложение «Кабинет налогоплательщика».

Данное нововведение СУР по принципу справедливости способствует осуществлять постоянный контроль за деятельностью налогоплательщиков с высоким степенем риска и не беспокоить контрольно-административными мерами добросовестных налогоплательщиков с низким степенем риска.

         В органах государственных доходов достаточно информации не являющихся конфиденциальной, по которым на основе различных методов и приемов производятся расчеты критериев для определения недобросовестных налоплательщиков.      

         Одним из важных критерием риска является определение коэффициента налоговой нагрузки (КНН). Так, при не уплате налогоплательщиком налогов и платежей в бюджет в полном объеме, снижается коэффициент КНН по сравнению со среднеотраслевыми показателями.

         Другим существенным показателем критичности это сокрытие выплаты заработной платы, путем выдачи «в конвертах». Необходимо по всем наемным работникам легализовать оплату труда и исчислять налоги и социальные платежи полностью от выплаченных доходов.

         И таких, как выше перечислили, показателей риска – 13, работая с каждым из них, налогоплательщик должен соблюдать нормы законодательства Республики Казахстан.    

         Уважаемый налогоплательщик, призываем Вас, не подвергать себя налоговому риску. Для этого, в налоговой отчетности в полном объеме отражать полученные доходы от предпринимательской деятельности,           по всем наемным работникам исчислять налоги и социальные платежи полностью от выплаченных доходов, соблюдать требования по применению контрольно-кассовых машин, посредством борьбы со всеми проявлениями коррупции преграждать пути к развитию «теневой экономики».

 

 

Руководитель  отдела 

 Департамента государственных доходов

по Кызылординской области  А. Космамбетов