
Как известно, в связи с внесением изменений в таможенное законодательство Евразийского экономического союза, начиная с 1 января 2018 года, таможенное регулирование в республике реализовывается на основании нового Таможенного кодекса.
Изменения в национальном таможенном законодательстве, в том числе, в части порядка проведения таможенных проверок, внесены Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Таможенный кодекс).
Порядок проведения таможенных проверок,оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по результатам таможенной проверки определяются главой 47 Таможенного кодекса.
Статьей 416 Таможенного кодексавведено понятие таможенной проверки, где таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных Таможенным кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Таможенным кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан.
Кодексом определено, что таможенная проверка проводится таможенным органом в отношении проверяемых лиц, созданных, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстани (или) имеющих постоянное место жительство на территории Республики Казахстан.
Как и прежде, таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
Статьей 417 Таможенного кодекса регламентирован порядок проведения камеральной таможенной проверки. Как новшество введено требование в части назначения камеральной таможенной проверки только с разрешения руководителя таможенного органа, заместителя руководителя таможенного органа. Также определен срок проведения камеральной таможенной проверки, не более шести месяцев, однако без ограничений периодичности их проведения.
Новым кодексом в ходе проведения камеральной таможенной проверки предусмотрено направление проверяемому лицу письменного требования по представлению документов, заявленных в таможенной декларации, в течение 10 рабочих дней, после получения такого требования.
В случае непредставления при камеральной таможенной проверке проверяемым лицом запрошенных документов, сведения, заявленные в таможенной декларации, считаются недостоверно заявленными. В таких случаях суммы таможенных пошлин, налогов определяются таможенным органом самостоятельно, исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании сведений, имеющихся у таможенного органа.
Формой завершения камеральной таможенной проверки являетсяакт камеральной таможенной проверки. В случае выявления нарушений таможенного законодательства, одновременно с актом проверки выносится уведомление об устранении нарушений, срок исполнения которого составляет не более тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления.Сроки и порядок исполнения уведомления таможенного органа остались прежними. Однако нововведением является направление уведомления об устранении нарушений электронным способом. Уведомление, направленное электронным способом, распространяется на плательщика:
зарегистрированного в качестве пользователя информационной системы таможенного органа в порядке, определенном уполномоченным органом;
зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что по результатам проведения камеральной таможенной проверки, в том числе при непредставлении по требованию таможенного органа в установленный срок документов и сведений, таможенный орган вправе назначить выездную таможенную проверку.
Статьей 418 Таможенного кодекса регламентирован порядок проведения выездной таможенной проверки.
В новом Таможенном кодексе исключаются нормы, предусматривающие проведение плановых выездных таможенных проверок. Выездные таможенные проверки являются внеплановыми и подразделяются на два вида:внеплановая выездная таможенная проверка и встречная внеплановая выездная таможенная проверка.
Срок проведения выездной таможенной проверки остался без изменений, и не должен превышать два месяца.Результаты выездной таможенной проверки оформляются актом выездной таможенной проверки.В случае выявления нарушений таможенного законодательства, выносится уведомление о результатах проверки.
Новшеством является проведение повторной внеплановой выездной таможенной проверки одним и тем же территориальным таможенным органом за ранее проверенный период по согласованию с уполномоченным органом; ранее такая норма отсутствовала в кодексе.
Также предусмотрено нововведение в части вопросов приостановления выездной таможенной проверки, одним из которых является установление срока приостановления проведения выездной таможенной проверки - не более двадцати четырех месяцев. В утратившем силу кодексе такая норма отсутствовала, сроки приостановления выездных таможенных проверок не были регламентированы.
Кроме того, проведение выездной таможенной проверки приостанавливается в случаях вручения проверяемому лицу предварительного акта выездной таможенной проверки, а также рассмотрения таможенным органом письменного возражения проверяемого лица к предварительному акту выездной таможенной проверки.
Порядок и сроки вручения проверяемому лицу предварительного акта выездной таможенной проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту выездной таможенной проверки, рассмотрения таможенным органом такого возражения, а такжекатегории проверяемых лиц, в отношении которых применяются положения данной статьи,утверждаются уполномоченным органом.
К таким проверяемым лицам относятся крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также проверяемые лица, заключившие инвестиционные контракты в соответствии со статьей 285 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Статьей 420 регламентирован порядок доступа должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки. Утверждена форма протокола, составляемого в случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица.
Также согласно новому кодексу разграничены права должностных лиц таможенногооргана при проведении таможенной проверки и выездной таможенной проверки, а также расширен перечень прав и обязанностей проверяемого лица при проведении таможенной проверки.
Таким образом, изменения, внесенные в Таможенный кодекс, направлены на создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.
В продолжение темы, небольшие изменения коснулись порядка обжалования уведомления о результатах проверки и уведомления об устранении нарушений. Согласно внесенным изменениям в главу 55Таможенного кодекса, в случае обжалования результатовтаможенной проверки, у проверяемого лица отсутствует право отзыва жалобы в период с даты назначения выездной таможенной проверки до даты ее завершения. Установлено обязательное требование направления с жалобой копии обжалуемого уведомления о результатах проверки и (или) уведомления об устранении нарушений, и акта таможенной проверки.В настоящее время рассмотрение жалоб на уведомление о результатах налоговой/таможенной проверки осуществляется уполномоченным органом - Министерством финансов Республики Казахстан.
Р.Дарибаева,
главный специалист
Департамента государственных доходов
по Кызылординской области