
Для государственного работника совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, подчиненным и посетителям. Скромность в общественной и личной жизни — одно из важнейших требований нравственности современного чиновника.
Большое значение имеет здесь еще одна способность государственного служащего — умение слушать. Слушать — это не только не перебивать собеседника, но уметь сопереживать.
Тесно связана со способностью быть внимательным и такая норма, как корректность в обращении. По сути дела, это выражение таких внутренних личных свойств, как самообладание, выдержка, уравновешенность. В самых различных ситуациях корректность способствует достижению лучшего взаимопонимания, лучшего контакта с людьми.
Самым верным критерием моральных качеств служащего выступает его авторитет. Его истоки — глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства: честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство долга и ответственности. Авторитет государственного служащего выступает как результата признания особой ценности, важности тех или иных качеств его личности.
Государственный служащий должен научиться хорошо разбираться в людях, и в первую очередь в своем непосредственном окружении.
Быть государственным служащим значит всегда держать себя с людьми ровно, уметь с ними ладить, не терять самообладание при любых обстоятельствах, управлять своими чувствами.
Положительный образ государственного служащего складывается не только из умения общаться с людьми, но и из внешнего облика, речи, манеры поведения в целом.
В условиях деловых отношений «первым здоровается тот, кто умнее и воспитаннее». Женщина в служебной обстановке имеет равные права и обязанности с мужчиной и потому может здороваться первой, не дожидаясь приветствия мужчины.
При приветствии первым руку подает вышестоящий по должности нижестоящему, старший по возрасту младшему, женщина — мужчине.
Во время беседы необходимо внимательно слушать собеседника, желательно не отвлекаться на звонки и просматривание бумаг, не поглядывать каждую минуту на часы.
Во время беседы обеим сторонам следует быть вежливыми, дружески настроенными и тактичными.
Знание этикета телефонного разговора — признак высокий культуры. Доказывая ее наличие, вам необходимо помнить о следующих правилах. Разговор по служебному телефону должен быть коротким, вежливым и только по существу.
C уважением, Акжигит Базархан