Дата публикации: 15.01.2021 10:31
Дата изменения: 15.01.2021 10:39

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в связи с подписанием 10 декабря 2020 года Закона Республики Казахстан №382-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», направляет обзорное письмо по основным изменениям налогового законодательства.

Вводится в действие с 1 января 2018 года

В целях приведения в соответствие с Законом Республики Казахстан  «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» по всему тексту Налогового кодекса при ссылке на МСФО применяется формулировка «в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» поскольку согласно этому закону не все налогоплательщики применяют МСФО, часть применяют национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО).

Налоговые органы. Взаимодействие налоговых органов с уполномоченными государственными органами и иными лицами

Дополнение подпунктом 17) статьи 19 Налогового кодекса

В целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении и уплаты штрафов вносятся дополнения в статью 19 Налогового кодекса в части изъятия товаров и вещей.

Таким образом, с 1 января 2021 года органы государственных доходов наделяются компетенцией по изъятию документов, товаров и вещей в ходе проведения тематической налоговой проверки по вопросам соответствия наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары при осуществлении международных автомобильных перевозок с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза через территорию Республики Казахстан.

Данная мера позволит изымать товары для обеспечения уплаты штрафа, т.к. большинство перевозчиков являются нерезидентами РК, могут выехать за пределы РК без уплаты штрафа и возможно истечение срока давности по штрафам.

Дополнение подпунктом 8) статьи 13 и подпунктом 15) статьи 22 Налогового кодекса

Предусмотрено взаимодействие Министерства финансов Республики Казахстан с уполномоченными государственными органами и НПП «Атамекен»по интеграции и внедрению информационной системы для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов.

В целом создание интегрированной базы данных прорабатывается на базе НПП «Атамекен» с учетом сведений Министерства финансов, не составляющих налоговую тайну, и будет включать в себя всесторонние достоверные сведения о субъектах предпринимательства.

В свою очередь, субъекты бизнеса будут использовать данные такой базы для поиска, идентификации и обработки массива данных по контрагентам для определения их порядочности, надежности, оценивать реальное положение компании на рынке.

Дополнение подпунктом 14) статьи 22 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

В целях общественного контроля в борьбе с теневой экономикой предусмотрено вознаграждение лицу, сообщившему о фактах нарушения применения контрольно-кассовой машины и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, в случае подтверждения такого факта. Выдача вознаграждения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Исполнение налогового обязательства

Изменение в подпункт 1) пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2022 года

Поправки предусматривают распространение срока исковой давности в пять лет насубъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов

Дополнение Налогового кодекса статьями 49-1 и51-1, внесение изменений в статьи 50 и 54 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Внедрение Инвестиционного налогового кредита, предусматривающего изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 процентов свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

Регистрация налогоплательщика в налоговых органах

Исключение пунктов 8, 9, 10 и 11 статьи 76 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

В связи с исключением пунктов,функция по регистрации в качестве налогоплательщика физических лиц-нерезидентов, иностранцев и лиц без гражданства исключается. Регистрация нерезидента в качестве налогоплательщика, в рамках статьи 76 Налогового кодекса, будет осуществляться только для юридических лиц-нерезидентов.

Исключение в пункте 4 статьи 79 Налогового кодекса нормы по отказу в постановке физических лиц на регистрационный учет в качестве лиц занимающихся частной практикой. Таким образом, при регистрации Лица занимающей частной практикой отказы не предусмотрены.

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Дополнение статьи 128 Налогового кодекса пунктами 2 и 3

Предусмотрена норма касательно порядка вручения налогового приказа (внесена ссылка на пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса).

 Дополнены причины, по которым отменяются налоговые приказы, а именно если налоговая задолженность образована в результате некорректного исчисления (начисления) налогов и если нарушен порядок вынесения налогового приказа.   

Налоговые проверки

Внесение изменений в абзац второй подпункта 2) пункта 1 статьи 139 Налогового кодекса

Внесенные изменения позволяют наделить полномочиями органы государственных доходов на проведение тематических налоговых проверок в отношении налогоплательщиков-нерезидентов Республики Казахстан (стран ЕАЭС и других стран).

Данная поправка будет способствовать охвату транзитных перемещений автотранспортных средств через территорию Республики Казахстан в целях предотвращения нарушений.

Дополнение абзаца второго подпункта 15) статьи 142 Налогового кодекса

В целях обеспечения контроля в отношении автотранспортных средств, осуществляющих транзитные перемещения между странами ЕАЭС по территории Республики Казахстан, с 1 января 2021 года предусматривается проведение тематических налоговых проверок по вопросам наличия сопроводительных накладных на товары, а также отражения недостоверных сведений в них.

Внесение изменений в пункт 6 статьи 140 Налогового кодекса

Поправки предусматривают, что в случае назначения комплексной проверки, тематической проверки по отдельным видам налогов и (или) платежей в бюджет при определении проверяемого периода не включается налоговый период, охваченный аудитом по налогам.

Данное положение настоящего пункта не распространяется на налоговые проверки, указанные в подпунктах 2) - 24) пункта 1 статьи 142, абзацах втором - четвертом подпункта 1), подпунктах 2) -12) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса, а также в отношении налогоплательщиков, подлежащихналоговому мониторингу, недропользователей, налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности по производству и обороту отдельных видов подакцизной продукции, биотоплива.

Т.е. добавлено исключение по налоговым проверкам по заявлениям в связи с ликвидацией.

Дополнение подпунктом 3-1) пункта 1 статьи 142 Налогового кодекса

Поправки предусматривают дополнение вопросом тематической налоговой проверки по определения налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Изменение в подпункт 13) пункта 1 статьи 142 Налогового кодекса

Поправки предусматривают исключение ограничения по проведению тематической налоговой проверки по вопросу наличия ККМ в отношении контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования.

Применение контрольно-кассовых машин

В пункте 3 статьи 168 Налогового кодексаисключёнэлектронный способ подачи налогового заявления для контрольно-кассовых машин без функции передачи данных.

Исключён подпункт 2) пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса при изменении места использования контрольно-кассовых машин имеется возможность изменить место использования ККМ без осуществления снятия с учета.

Сокращение сроков оказания государственных услуг

В целях повышения уровня удовлетворенности оказываемыми государственными услугами с 1 января 2021 года сокращены сроки оказания следующих услуг:

  • отзыв налоговой отчетности по налоговому заявлению - до 1 рабочего дняс даты подачи налогового заявления;
  • приостановление представления налоговой отчетности - до одного рабочего дня;
  • сведения об отсутствии (наличии) задолженности по запросу органов юстиции – до трех рабочих дней;
  • проведение зачетов/возвратов налогов, платежей в бюджет, пени и штрафов сокращается - до 5 рабочих дней.

Прочие формы налогового контроля

Дополнение и изменения в статью 176 Налогового кодекса

В целях обеспечения контроля за соблюдением порядка оформления сопроводительных накладных на товары  (далее – СНТ) при осуществлении международных автомобильных перевозок между странами ЕАЭС вносятся дополнения в подпункт 1) части второй статьи 176 Налогового кодекса.

Также, предусмотрено оформление СНТ до пересечения границы Республики Казахстан со странами ЕАЭС.

В целях своевременного выявления и пресечения фактов лжетранзита, часть третья статьи 176 дополнена подпунктом 4), предусматривающим необходимость оформления СНТ при осуществлении транзитных перемещений между странами ЕАЭС по территории РК, на автомобильном пункте пропуска при въезде на территорию Республики Казахстан.

Дополнения и изменения в статьях 428, 447, 455, 456, 458 Налогового кодекса

В целях оптимизации налоговой отчетности исключается необходимость сдачи декларации по косвенным налогам (ФНО 320.00).

Корпоративный подоходный налог

Налогообложение дивидендов и дохода от прироста стоимости

Дополнение пунктом 7-1 статьи 228 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года

Внесены уточнения в части определения первоначальной стоимости активов в случаях приобретения их у юридического лица-нерезидента, получения в результате реорганизации, безвозмездного получения или получение при распределении имущества юридического лица при его ликвидации или уменьшении уставного капитала.

Изменение в пункт 10 статьи 228 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

В целях приведения в соответствие с Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» предусматривается стоимостью вклада в уставный капитал дополнительный вклад, но не более суммы оплаты.

Налогообложение финансового сектора

Дополнение статьи 232 Налогового кодекса пунктами 2-1 и 7, статьи 250 Налогового кодекса пунктом 3-1

Продление льготы  по не признанию доходов по созданным провизиям:

Вводится в действие с 1 января 2020 года до 1 января 2027 года

- банка, в отношении которого по решению суда проведена реструктуризация, более 90 % голосующих акций которого на 31 декабря 2013 года принадлежат национальному управляющему холдингу или юридическому лицу, ранее являвшемуся таким банком (БТА банк);

Дополнение подпунктом 12) пункта 5 статьи 232 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года

- созданным до 1 января 2018 года банком, к которому в результате реорганизации был присоединен банк, осуществивший операцию, предусмотренную статьей 61-4 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», имеющим право на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) (Халык банк).

Дополнение подпунктами 13), 14) и 15) пункта 1 статьи 292 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года

Для организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, единственным акционером которой является Правительство Республики Казахстан (ФПК) предусмотрено новые виды доходов, которые не будут облагаться КПН:

- создание самостоятельно или совместно с банками организации, приобретающей сомнительные и безнадежные активы путем передачи в уставный капитал собственных активов, управление ими;

- реализация имущества, принятого в счет погашения прав требований, приобретенных и (или) полученных у банков и (или) юридических лиц, ранее являвшихся банками, и учитываемых в качестве активов в соответствии с МСФО;

- частичное или полное списание обязательств, по которым прекращено требование.

Внесение изменений в подпункт 3) пункта 1,подпункт 4) пункта 2  статьи 248 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года

Уточняющие поправки по признанию сомнительных требований:

- признание сомнительным требованием в связи с включением в состав СГД штрафов и пени на основании вступившего в законную силу решения суда по договорам банковского кредита (займа) и договорам о предоставлении микрокредитов, по правам требования, не удовлетворенным в течение трехлетнего периода;

- сомнительные требования подлежат вычету в случае включения в состав СГД штрафов и пени на основании вступившего в законную силу решения суда по договорам банковского кредита (займа) и договорам о предоставлении микрокредитов, по правам требования.

Также доходом от уступки права требования налогоплательщика, приобретающего право требования по кредитам (займам, микрокредитам) у организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня является положительная разница между суммой, фактически уплаченной должником, и стоимостью приобретения права требования. Это особый порядок признания дохода как у коллекторов.

Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере

Внесены изменения в пункт 3 статьи 290 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Пересмотрены условия применения освобождения от КПН для организаций инвалидов:

условия по численности и сумме расходов на оплату труда должны соответствовать не только в отчетном налоговом периоде, но и в предшествующем отчетном налоговом периоде;

если 90 % доходов получены (подлежат получению) от реализации произведенных (изготовленных) товаров, выполнения работ, оказания услуг, производство которых осуществлено с участием инвалидов, являющихся работниками такой организации, и направлении полученных доходов на осуществление деятельности такой организации.

При этом соответствие условию определяется:

вновь созданными (возникшими) организациями – за отчетный налоговый период, в котором осуществлена регистрация в органе юстиции;

организациями, осуществляющими деятельность в рамках долгосрочного контракта, – в течение всего периода действия такого контракта.

Дополнение пунктов 1 и 2 статьи 293 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Освобождение от КПН налогоплательщика, осуществляющего перевозку морским судном по договорам бербоут-чартера, тайм-чартера.

Вычеты по КПН

Дополнение пунктом 17 статьи 243 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Кроме обязательных пенсионных взносов также вычету у налогового агента будут подлежать добровольные пенсионные взносы, уплаченные в пользу работника.

Дополнение подпунктом 22) статьи 264 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

По сделкам свыше 1 000 МРП (2 750 000 тенге) сумму расходов вправе отнести на вычеты по КПН при наличии ЭСФ по таким расходам, вне зависимости является ли поставщик товаров, работ, услуг плательщиком НДС или нет.

Дополнение частью второй пункта 1 статьи 322 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Исключение вычетов при поездках членов органа управления налогоплательщика (совета директоров).

Внесение изменений в пункт 15 статьи 243 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2018 года

Расширен вычет по деятельности, направленной на поддержание и (или) увеличение объемов продаж такого товара независимо от наличия права собственности на него для налогоплательщиков, реализующих товары под фирменным наименованием товарным знаком и (или) знаком обслуживания  (раньше только при наличии сублицензионного соглашения).

Внесены изменения в подпункт 4) статьи 264 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Не подлежат вычету расходы по счет-фактуре и (или) ином документе, выписка которого признана вступившим в законную силу судебным актом или постановлением органа уголовного расследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям, совершенной субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Дополнение подпунктом 22) статьи 264 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Не подлежат вычету расходы (плательщика НДС) по гражданско-правовой сделке, оплата которой произведена за наличный расчет с учетом налога на добавленную стоимость, независимо от периодичности платежа, в сумме, превышающей 1000-кратный МРП.

Дополнение частью четвертой пункта 7 статьи 271 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Недропользователи по контрактам на добычу подземных вод вправе пользоваться инвестиционными налоговыми преференциями.

Налог на добавленную стоимость

Внесение изменений в подпункт 38) статьи 394 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года

Предусмотреноосвобождение от НДС при реализации дистрибьюторами и компонентов (сейчас освобождаются при реализации транспортных средств и сельскохозяйственной техники, а также при импорте.

Дополнение статьи 394 Налогового кодекса новым подпунктом  47)

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Предусмотрено освобождение от НДС товаров, произведенных и реализуемых при осуществлении приоритетных видов деятельности на территории специальных экономических зон при одновременном соблюдении определенных условий, предусмотренных данным пунктом. Данное освобождение от НДС предусмотрено для всех СЭЗ.

Освобождение от НДС при:

Дополнение статьи 394 Налогового кодекса новым подпунктом  49)

Вводится в действие с 1 января 2022 года

оказании услуг назначенного оператора, оформленные едиными документами в соответствии с актами Всемирного почтового союза, по транзиту международных почтовых отправлений назначенных операторов других стран-членов Всемирного почтового союза через территорию Республики Казахстан;

Дополнение статьи 394 Налогового кодекса новым подпунктом  50)

Действует до 1 января 2023 года

оказании услуг исключительно по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями.

Применение дополнительного зачета по НДС

Внесений изменений в подпункт 2) пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса

Действует с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года

Перечень видов деятельности, по которым применяется дополнительный зачет по НДС,дополнен следующими видами деятельность:

подготовка хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна;

производство дрожжей;

производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

производство сахара из сахарной свеклы.

Выписка ЭСФ

Дополнение подпунктами 7), 8) и 9) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса

Действует с 1 апреля 2021 года

Перечень налогоплательщиков, которые обязаны выписывать ЭСФ дополняется следующими категориями:

налогоплательщики, не являющиеся плательщиками НДС, в случае реализации товаров, которые поступили в модуль «Виртуальный склад» ИС ЭСФ к таким налогоплательщикам;

юридические лица-резиденты (за исключением ГУ и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщика НДС, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1 000-кратный размер МРП.

налогоплательщики – по услугам международной перевозки грузов.

Администрирование НДС

Вводятся в действие с 1 января 2021 года

Дополнение пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса

Для обеспечения исполнения налогового обязательства по представлению ликвидационной декларации по НДС, предусмотренадобровольная постановка на регистрационный учет по НДС, в случае исполнения налогового обязательства по предоставлению ликвидационной декларации по НДС при снятии с регистрационного учета по решению налогового органа.

Дополнениеновым абзацемпункта 2 статьи 152Налогового кодексаВ целях сокращения сроков проведения проверок при возврате превышения НДС мониторинговым предприятиям, предусмотрено включение в проверяемый период налогового периода, за который  предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанной в декларации по НДС, при проведении тематических проверок  по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.

Внесено дополнение в пункт 3 статьи 387Налогового кодекса

В целях поддержки международных перевозчиков, международной признается перевозка, осуществляемая перевозчиками на железнодорожном и водном транспорте, в случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками не только в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении, но и международном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой груза с железнодорожного на водный транспорт.

Дополнение подпунктом18) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса

В целях не отвлечения оборотных средств участников внешнеэкономической деятельностипредусмотрено освобождение от НДС оборотов по импорту товаров, при соблюдении условий пункта 10 статьи 49 Налогового кодекса и исполнении требований, установленных статьей 457 Налогового кодекса.

Внесение изменений в пункт 5 статьи 400 Налогового кодексаУточняющая поправка, согласно которой зачет по НДС подлежит уменьшению на сумму превышения НДС после выполнения требования, указанного в подпункте 3) части первой пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса, не в связи с прекращением деятельности, а в связи со снятием налогоплательщика с регистрационного учета по НДС, в том налоговом периоде, в котором предоставлена ликвидационная декларация по НДС.

Внесение изменений в пункт 4 статьи 424Налогового кодекса

В целях сокращения сроков по предоставлению ликвидационной декларации по НДС, предусмотрено представление ликвидационной декларации по НДС в налоговый орган по месту нахождения не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведено снятие с такого учета.

Внесение изменений в статью 429 Налогового кодекса

Налоговые органы по налогоплательщикам, снятым с регистрационного учета по НДС, вправе проводить списание превышения НДС, сложившееся:

на дату вынесения решения налогового органа, в случае невыполнения условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса;

после  выполнения требований, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса.

При этом пункт 9 статьи 429 НК исключен.

Внесение измененийв статью 431 Налогового кодекса

Согласно поправке течение срока возврата суммы превышения НДС уже начинается после  истечения тридцати календарных дней со срока, установленного для представления декларации по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Налогового кодекса.

Внесение изменений впункт 2 статьи 434 Налогового кодекса

С целью стимулирования экспорта казахстанской продукции внесено дополнение, предусматривающее упрощенный возврат в размере не более 50 процентов от суммы превышения НДС, налогоплательщикам, экспортирующим товары собственного производства.

Дополнение абзацем статьи 433Налогового кодекса

Предусмотрено зачисление на контрольный счет НДС платежей, по которым банком бенефициара совершен возврат, в том числе ввиду закрытия счета бенефициара.

Акцизы

Строки 18, 21,22  подпункта 1) пункта 4 статьи 463 Налогового Кодекса

Предусмотрено поэтапное повышение ставок акцизов для исключения распространения нелегальных табачных изделий в Республике Казахстан. Гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию, реализуемую на территориях государств-членов Евразийского экономического союза, будет реализована к 2024 году в рамках «Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза» (постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря  2019 года №911).                                                                                                                  Изменение подпункта41) идополнение подпунктом 74-1) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса

Всвязи с принятием Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрено дополнение и изменение редакции к основным понятиям, используемые в Налоговом Кодексе: изделия с нагреваемым табаком иникотиносодержащая жидкость для использования в электронных системах потребления.                            Внесение изменений в подпункт 5) части 1 статьи 462 Налогового кодекса

В настоящее время увеличился экспорт бензина в страны ЕАЭС под видом газохола, бензанола,нефраса, смеси легких углеводов, экологическое топливо, что приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке и способствует увеличению теневого оборота.

В этой связи в перечень подакцизных товаров включены новые товары, а именно газохол, бензанол, нефрас, смесь легких углеводов, экологическое топливо.

Внесение изменений в строку7  подпункта 1) пункта 4 статьи 463 Налогового кодекса

Введение нормы с 1 января 2021 года

Следует отметить, что Российская Федерация и Республика Беларусь, не выполнили условия по открытию доступа на алкогольный рынок, и соответственно, до сегодняшнего дня не принято Соглашение о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС несмотря на то, что Республикой Казахстан были выполнены все условия по гармонизации ставок акцизов. В связи с чем, в целяхустранения барьеров для отечественных товаропроизводителей,необходимо вернуть ставку акциза на уровень 2017 года.                                                                                                        Справочно:        21 октября 2020 года протоколом совещания Первого заместителя Премьер-Министра Смаилова А.А. по вопросам налогообложения алкогольной отрасли, одобрен подход снижения ставки акциза на водку до уровня 2017 года.

Сборы, платы, госпошлины

Дополнение пунктом 10 статьи 554 Налогового кодекса

Установлена новая ставка сбора за выдачу документа, подтверждающего резидентство иностранца или лица без гражданства, являющегося инвестиционным резидентом Международного финансового центра «Астана», в размере 7000 МРП, которая действует с 1 января 2022 года.

Дополнение частью второй пункта 3 статьи 564Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года

Поправка, предусмотрена в целях установления ставки платы за пользование земельными участками не ниже размера суммы налога на имущество по физическим лицам.

Дополнение строкой 4.5 таблицы пункта 4статьи 582 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2022 года

Добавлен новый вид водных беспозвоночных животных «артемия», за которую будет взиматься плата за пользование животным миром по ставке 0,0043 МРП за 1 кг.

Дополнение пункта 2 статьи 583 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Данной нормой установлены сроки уплаты платы за пользование животным миром в бюджет, а именно по объектам промыслового рыболовства, при превышении суммы платы, подлежащей уплате в бюджет, в сумме более 350-кратного размера МРП по квотам изъятия объектов промыслового рыболовства текущего года.

Дополнение новыми подпунктами 22) и 5) пункта 1 статьи 609 и статьи 613 Налогового кодекса 

Вводится в действие с 1 января 2022 года

Установлен новый объект государственной пошлиныза выдачу разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан в размере 4 МРП.

Дополнение абзаца второго подпункта 3) статьи 615 Налогового кодекса

Вводится в действие с1 января 2022 года

Предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу проездного документа в размере 8 МРП.

Внесение изменений в абзац первый подпункта 5) статьи 622 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021года

Исключение льготыпо государственной пошлине при выдаче государственных регистрационных номерных знаков повышенного спроса.

Дополнение новым подпунктом 26-1) статьи 616 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины в судахединогонакопительногопенсионного фонда, добровольногонакопительногопенсионного фонда при предъявлении исков и обжаловании решений судов в рамках проводимых работ по взысканию с должников задолженности, образовавшейся в связи с неисполнением ими обязательств в отношении пенсионных активов.

Налогообложение нерезидентов

Пункт 3 статьи 666 Налогового кодекса

Действует с 01.01.2018г. до 01.01.2021г.

         С целью приведения в соответствии с положениями международного договора условие окончательного (фактического) получателя (владельца) распространяется только при выплате доходов нерезиденту, который является взаимосвязанной стороной налоговому агенту.

Пункт 1 статьи 667 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Дополнение условием применения положений международных договоров только в случае, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода.

Подпункты 1) и 2) пункта 1 статьи 675 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2019 года

Предоставление возможности легализации документа, подтверждающего резидентствоэлектроннымапостилем.

Дополнение  подпунктом 2-1) статьи 217 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

В связи с внесением изменений в Конституционный закон Республики Казахстан «О международном финансовом центре «Астана» (далее –МФЦА)где физическое лицо-инвестиционный резидент Международного финансового центра «Астана» (далее – МФЦА) признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее девяноста календарных дней.

Дополнение подпунктом 4) пункта 2 статьи 218 Налогового кодекса

Предусмотрен порядок подтверждения налогового резидентства инвестиционного резидента МФЦА.

Внесены изменения в статью 221 и пункт 3 статьи 666 Налогового кодекса

С целью приведения в соответствие с положениями Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям и противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI) в статье 221 Налогового кодекса слово «резидент или гражданин Республики Казахстан» заменено на слово «лицо».

Пункт 3 статьи 666 Налогового кодекса изложен в новой редакции, предусматривающей право налогового агента  самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты.

В случае выплаты дохода нерезиденту-взаимосвязанной стороне, являющемся резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в который не внесены изменения многосторонним международным договором, налоговый агент вправе применить положение части первой настоящего пункта при условии, что такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода.

В случае выплаты дохода нерезиденту-взаимосвязанной стороне, являющемся резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в который внесены изменения многосторонним международным договором, налоговый агент вправе применить положение части первой настоящего пункта при одновременном выполнении определенных условий предусмотренных данным пунктом.

Для целей части третьей данного пункта под номинальной ставкой понимается ставка, установленная налоговым законодательством иностранного государства.

Дополнение пунктом 9статьи 666 Налогового кодекса

При неправомерном применении положений международного договора, повлекшем неуплату или неполную уплату налога в государственный бюджет, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 

Внесение изменений в статьи 645 и 654 Налогового кодекса

Так, согласно изменений, льготаприменяемая при выплате дивидендов может быть применена только к доходам, которые ранее были обложены подоходным налогом, соответственно, если в налоговом учете налоговым агентом отражаются убытки, либо налогооблагаемый доход равен нулю, либо налоговый агент освобожден от уплаты  подоходного налога, то льгота неприменима.

Дополнение подпунктом 5) пункта 8 статьи 672 Налогового кодекса

Расширение перечня оснований для отказа в рассмотрении заявления на возврат подоходного налога из бюджета в случае повторного обращения нерезидента.

Дополнение новым разделом 25,  главой  90 и статьями 777, 778, 779, 780  

Вводятся в действие с 01.01.2022г.

В связи налогообложением услуг, работ оказываемых нерезидентом в электронном виде физическим лицам гражданам Республики Казахстан.

Указанными статьями определены основные понятия, порядок регистрации, порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость  и общие положения.

Соответственно, с введением нового раздела внесены изменения в статьи 241, 373, 378, 424, 441 Налогового кодекса.

 

Специальные налоговые режимы

Дополнение Налогового кодекса главой 77-1

Действует с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года

В соответствии с поручением, данным Главой государства в своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, внесены изменения в Налоговый кодекс в части введения СНР розничного налога для предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших от пандемии секторах.

Специальный налоговый режим розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством Республики Казахстан для целей применения данного режима.

Перечень видов деятельности устанавливается постановлением Правительства Республики Казахстан.

Налогообложение лиц осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ

Внесение изменений в пункт 4 статьи 708 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2021 года

Организация, применившая инвестиционные налоговые преференции по завершенному контракту, заключенному с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 года вправе регистрироваться в качестве участника СЭЗ.

Соглашение об  инвестициях

Внесение изменений в пункт 4 статьи 708, дополнение Налогового кодекса новой главой 80-1, новыми статьями 712-1, 712-2, 712-3

Вводится в действие с 1 января 2021 года

С целью привлечения новых инвестиций внедряется Соглашение об  инвестициях, предусматривающее следующие преференции по налогам:  уменьшение КПН на 100 процентов по доходам от видов деятельности, определенных соглашением по инвестициям,  коэффициент 0 при исчислении земельного налога,  ставка 0 процента к налоговой базе при исчислении налога на имущество,  освобождение оборотов по реализации товаров, работ, услуг от НДС при осуществлении деятельности на территории СЭЗ (пп. 39), 43-1) и 47) ст. 394 НК),  уменьшение налоговых обязательств в размере не более двадцати процентов после истечения десяти лет применения преференций по указанным налогам, от фактических расходов, осуществленных в период реализации инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее пятнадцатимиллионократного размера МРП,  стабильность предоставленных налоговых преференций на весь срок действия соглашения.

Налогообложение недропользователей

Дополнение подпунктом 49-1) статьи 1 Налогового кодекса

В связи с введением в действие Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» в целях сохранения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых на твердые полезные ископаемые введено понятие «погашенные запасы». Данное понятие соответствует ранее действовавшему понятию в Законе Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и является уточнением.

Внесение изменений в пункт 6 статьи 46 Налогового кодекса

Редакционная поправка, уточняющая виды налогов по которым применяются сроки исковой давности для недропользователей. Поправкой уточнено, что показатели «внутренняя норма рентабельности (ВНР)» или «внутренняя норма прибыли или R-фактор (показатель доходности)» распространяются в отношении налогов и платежей в бюджет, в методике расчета которых используется один из этих показателей. В отношении налога на сверхприбыль и доли Республики Казахстан по разделу продукции применение данных показателей не требуется.

Внесение изменений в подпункте 2) пункта 5 статьи 101 и пункт 2 статьи 729 Налогового кодекса

Уточняющие поправки о том, что не подлежит зачету и возврату уплаченная сумма подписного бонуса, за исключением случая признания аукциона не действительным в связи с нарушением правил его проведения, установленных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, которое повлияло на определение победителя аукциона.

Внесение изменений в пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса

Уточнено, что норма о применении данного пункта распространяется только на выделения части участка разведки, произведенные после 1 января 2018 года, то есть по участкам разведки, выделенным до 1 января 2018 года положения данной нормы не применимы.

Внесение изменений в  статьи 713, 720 и 766 Налогового кодекса

В целях приведения в соответствии с Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря слова «континентальный шельф Республики Казахстан» заменены на слова «казахстанский сектор Каспийского моря»;

Внесение изменений в подпункт 1) пункта 1 статьи 766 Налогового кодекса

В отношении морских месторождений уточнено, что альтернативный налог на недропользование вправе применить контракты на добычу или на совмещенную разведку и добычу углеводородов на месторождении, полностью расположенном в казахстанском секторе Каспийского моря.

Внесение изменений в статью 727 Налогового кодекса

Пересмотрены ставки подписного бонуса по лицензиям на недропользование.

Внесение изменений в  статью 734 Налогового кодекса

В связи с исключением в Кодексе о недрах и недропользовании понятия коммерческое обнаружение внесено уточнение о дате начала уплаты платежа по возмещению исторических затрат.

Внесение изменений в статью 744 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года

Внесена уточняющая поправка в целях отнесения к нормируемым потерям твердых полезных ископаемых фактически понесенных потерь в пределах норм. Также уточнено, что отходы производства не относятся к категории нормируемых потерь для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых.

Внесены изменения и дополнения в статьи 713, 714, 715, 716 и 746 Налогового кодекса

Отмена рентного налога на экспорт угля и введение налога на добычу полезных ископаемых на уголь в размере 2,7 %.

Дополнение Налогового кодекса статьей 723-1

Данной статьей предусмотрены переходные положения, в целях установления особенностей налогового учета при переоформлении права недропользования на лицензионный режим недропользования.

Дополнение пунктом 8 статьи 745 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2020 года.

В целях определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых по небиржевым твердым полезным ископаемым установлен порядок пересчета цен, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту – тенге, Дополнением установлено, что операции, совершенные в иностранной валюте, пересчитываются в тенге с применением рыночного курса обмена валюты, определенного на дату перехода права собственности на экспортируемое минеральное сырье, в том числе прошедшее первичную переработку (обогащение), согласно договору (контракту).

Дополнение подпунктом 1-1) статьи 747 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2018 года

Дополнением установлено, что налог на добычу полезных ископаемых не уплачивается при утилизации подземных вод, добытых попутно с углеводородами и представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде, в соответствии с водным законодательством Республики Казахстан.

Внесены изменения и дополнения в пункт 2 статьи 748 Налогового кодекса

Вводится в действие с 1 января 2018 года

В целях исключения двоякого толкования и упрощения администрирования данной нормы обобщен перечень случаев применения ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды в размере 0,003 МРП. Сохранены на прежнем уровне ставки налога на добычу полезных ископаемых по тем направлениям использования подземной воды, для которых установлены пониженные ставки налога на добычу полезных ископаемых (субъекты естественных монополий, производство алкогольной, безалкогольной, пищевой продукции и др). По потерям хозяйственно- питьевой подземной воды субъектами естественных монополий установлена ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 0,005 МРП, для остальных потерь по минеральной подземной воде и хозяйственно питьевой подземной воде ставка сохранена в размере 1 МРП.