Дата публикации: 29.05.2018 17:30
Дата изменения: 29.05.2018 17:30

В настоящее время таможенная сфера деятельности переживает целый ряд концептуальных изменений.

            С 1 января 2018 года вступил в силу Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике  Казахстан» (далее - Кодекс). Настоящий Кодекс направлен на переход от бумажного к электронному декларированию товаров, упрощение таможенных операций, минимизацию физических контактов между специалистами органов государственных доходов участниками ВЭД и околотаможенной сферы.

            С 1 апреля 2018 года в эксплуатацию запущена таможенно-налоговая информационная система «АСТАНА - 1». Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования направлена на упрощение торговли – это единая регистрация, отслеживание товаров с момента ввоза до конечной реализации, облегченный электронный доступ к таможенной информациидля участников ВЭД,упрощение процедур транзита, экспорта, импорта и т.д.,оперативный обмен данными с таможенными службами стран ЕАЭС и безбумажное декларирование.

            Указанные нововведения упрощают ведение международной торговли, при этом максимально снижая коррупционные риски при таможенном декларировании товаров и их контроле после выпуска согласно таможенным процедурам (посттаможенный контроль).

            Рассмотрим, каким образом происходит минимизация рисков совершения коррупционных проявлений при осуществлении посттаможенного контроля.

            1. При осуществлении посттаможенного контроля согласно требованиям нового Кодекса и функциональным возможностям ИС «АСТАНА - 1» основной упор отведен на применение автоматизированной системы управления рискамипри таможенном декларировании товаров и их постконтроле, бесконтактные формы сбора информации,анализа деятельности участников ВЭД и околотаможенной сферы, их «законопослушности» при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования, а также соблюдении налогового законодательства. Если в ходе указанной работы будет установлено, что анализируемое лицо не имеет проблем с законом, то вероятность того, что его деятельность будет подвергнута таможенным проверкам будет сведена к минимуму.

            2. Если по старому Кодексу «О таможенном деле в Республике Казахстан» камеральные таможенные проверки назначались по волеизъявлению уполномоченного должностного лица и без срока их завершения, то новый Кодекс требует получения обязательного разрешения на назначение такой проверки от руководителя или заместителя руководителя органа государственных доходов. При этом срок проведения камеральной таможенной проверки не должен превышать шести месяцев с обязательным сообщением ее результатов проверяемому лицу (статья 417 Кодекса).

            3. Выездные таможенные проверки разрешено назначать только лишь после согласования Комитетом государственных доходов МФ РК результатов осуществленного анализа собранной информации о деятельности проверяемого лица вкупе с рекомендациями автоматизированной системы управления рискамипри таможенном декларировании товаров и результатов, полученных от налогового контроля и другой информации от других государственных и правоохранительных органов (статья 418 Кодекса, Приказ КГД МФ РК от 23.02.2016 г. №105-ДСП).

            4. За десять дней перед окончанием выездных таможенных проверок отдельной категории налогоплательщиков, в случае установления нарушения таможенного законодательства орган государственных доходов обязан ознакомить проверяемые лица с предварительными актами указанных проверок (статья 418 Кодекса, Приказ МФ РК от 23.01.2018 г. №45«Об утверждении Правил и сроков вручения проверяемому лицу предварительного акта выездной таможенной проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту выездной таможенной проверки, рассмотрения органом государственных доходов такого возражения, а также категорий проверяемых лиц, в отношении которых применяются нормы по предварительному акту выездной таможенной проверки»). Проверяемое лицо вправе предоставить письменное возражение к предварительному актувыездной таможенной проверки. 

            5. Перед направлением проверяемому лицу акты камеральных и выездных проверок рассматриваются на заседании комиссии органа государственных доходов, назначившего и проводившего соответствующую проверку (указание КГД МФ РК от 28.09.2017 г. №КГД-11-3/24661-И). Комиссию, состоящую из представителей подразделений тарифного регулирования, работы с задолженностью, таможенного контроля, посттаможенного контроля, возглавляет заместитель руководителя органа государственных доходов.

            6. Проверяемое лицо имеет право на обжалование уведомления о выявленных нарушениях по результатам камеральных и выездных таможенных проверок в вышестоящий орган или суд.

        В Министерстве финансов Республики Казахстан функционирует Департамент по рассмотрению апелляций, на рассмотрение которого в обязательном порядке поступают вышеуказанные обжалования. Каждое обращение рассматривается Апелляционной комиссией, в состав которой входят представители Национальной палаты предпринимателей  «Атамекен»,  Департамента апелляций, юридического Департамента, Департаментов таможенного и налогового контроля.

        То есть законодательством и соответствующими прикладными программами предусмотрен целый комплекс мер и мероприятий, которые позволяют свести к минимуму влияние человеческого фактора при принятии решений при проведении посттаможенного контроля. Это является одним из успешных методов при реализации задач по искоренению коррупции во внешнеэкономической деятельности.

 

                                           К. Дурменбаев,

руководитель управления

Департамента государственных доходов

по Кызылординской области